Для клиентов
Контакты
Тел.: +38 (097) 610-50-99
Email: agancy.brand@gmail.com
Коммерческая тайна
Назад ]

Сбереги коммерческую тайну

Понятие "коммерческая тайна" появилось в современной российской действительности сравнительно недавно, немногим позже, чем сама коммерция. Поэтому недавно возник в нашем законодательстве и правовой институт коммерческой тайны. Сегодня предприниматели все чаще сталкиваются с тем, что коммерческую тайну надо защищать. О том, как использовать закон о коммерческой тайне в бизнесе, рассказывает редактор-юрист журнала "Закон" Оксана Головастикова.

Что охранять

Российские бизнесмены, как правило, толкуют понятие коммерческой тайны по своему усмотрению. Между тем у этой тайны есть четкое определение в законе. Это прежде всего такая информация, которая имеет реальную или потенциальную коммерческую ценность, которая дает ее обладателю преимущество перед конкурентами. Если речь о сфере добычи, к коммерческой тайне могут быть отнесены сведения о районах промысла, о расположении и мощности месторождений; в сфере производства – данные о стоимости сырья, о себестоимости продукции, о затратах труда; реализация предъявляет уже иные требования, сущность которых нетрудно представить.

Очертить круг данных, которые можно закрыть, практически невозможно: все зависит от конкретных условий и конкретной ситуации. Поэтому федеральный закон "О коммерческой тайне" в его 5–й статье четко определил, что таковую составлять не может. Это сведения, содержащиеся в учредительных документах (договор, устав и пр.), в документах, позволяющих заниматься предпринимательством (лицензии, патенты и т.д.), данные о размерах имущества и денежных средств, о числе работающих, их зарплате и условиях труда, о вакансиях, о задолженности работодателей перед своими работниками, об уплате налогов, о нарушениях законодательства и фактах привлечения за это к ответственности и некоторые другие.

Этот перечень весьма четок. Фокус ведь в том, что иной бизнесмен готов скрепить печатью коммерческой тайны даже количество расходуемых скрепок, так как отсюда, мол, можно узнать об объеме документооборота, а это уже говорит об активности фирмы, что, в свою очередь... и так далее.

Как охранять

Поскольку, как мы уже говорили, невозможно перечислить, что именно должно составлять коммерческую тайну, необходимы объективные признаки, по которым можно определить, есть в каждом конкретном случае тайна или нет. Все равно как, допустим, водная государственная граница: она не прочерчена, нет пограничных столбов, нет заставы, нет контрольно-следовой полосы – но всем должно быть известно, что здесь проходит граница.

Российское законодательство, как и законодательство большинства европейских стран, считает, что режим коммерческой тайны должен отвечать определенным требованиям. Помимо того, что информации необходимо иметь коммерческую ценность, ее следует содержать так, чтобы ею можно было завладеть только противозаконным путем. Например, хранить в сейфе или в служебном помещении, куда без взлома не проникнуть, и т.д. Владелец информации сам определяет ее статус (тайна она или нет), сам налаживает ее охрану, сам устанавливает порядок обращения с нею, сам определяет и ведет учет лиц, имеющих к ней доступ.

Следовательно, чтобы информация считалась коммерческой тайной, необходимо, чтобы ее обладатель принимал зримые меры к сохранению ее конфиденциальности. В самом деле, если сведения не охраняются, значит, никакие они не тайны. Меры могут быть весьма разнообразными. Например, организационные – контроль над выполнением требований к защите информации, порядок ее обработки, хранения, доступа, передачи третьим лицам. Технические – установка паролей доступа к информации, охрана помещения, в котором находятся носители информации. Наконец, юридические. Это означает, что в трудовых договорах необходимо зафиксировать обязанность работника соблюдать режим коммерческой тайны: не разглашать информацию, ее составляющую, не использовать ее в личных целях, не разглашать ее после увольнения в течение определенного времени (обычно до трех лет).

Чем ответить за разглашение

За разглашение коммерческой тайны при том, что соблюдены все названные выше условия, виновный несет ответственность (ст. 14 закона). Она может быть дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и даже уголовной. Все зависит от характера нарушения и степени ущерба.

Если работник нарушает конфиденциальность коммерческой тайны, не обладая ею, а имея всего лишь к ней доступ, для него наступает дисциплинарная ответственность. Это могут быть предупреждение, выговор, даже увольнение. Не принципиальна причина: умысел или неосторожность.

Гражданско-правовая ответственность предполагает возмещение виновным причиненных убытков. Порядок взыскания регулируется соответствующими нормами гражданского законодательства.

Административная ответственность предусматривает наложение на виновного административного штрафа, что не освобождает от возмещения убытков. Характер нарушения – разглашение тайны, доступ к которой ограничен федеральным законом, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность возникает, если сведения, составляющие коммерческую тайну, собраны путем похищения документов, подкупа или угроз либо иным незаконным способом. Наказание варьируется от штрафа до лишения свободы.

Коммерческая тайна может стать известна коллеге по работе. Если он незаконно разгласит или использует ее без согласия владельца, ему может грозить уголовная ответственность в виде штрафа, лишения права на определенные должности или на занятие определенной деятельностью сроком до трех лет либо лишения свободы на такое же время.

Более строгое наказание предусмотрено за аналогичные действия, причинившие крупный ущерб или совершенные из корысти. Это штраф в размере до двухсот тысяч рублей, запрет замещать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью на срок до трех лет либо лишение свободы до пяти лет. А если эти действия повлекли особо тяжкие последствия, суд может лишить свободы и на десять лет.

 

Источник: Известия (Москва) 07.02.2005г. №20 стр.12

Назад ]