Для клиентов
Контакты
Тел.: +38 (097) 610-50-99
Email: agancy.brand@gmail.com
Коммерческая тайна
Назад ]

Коммерческая тайна - ВВЕДЕНИЕ

Федеральный закон "О коммерческой тайне" был принят Государственной Думой 22.01.99. Советом Федерации Федеральный закон был направлен Президенту Российской Федерации без рассмотрения на пленарном заседании. Президент Российской Федерации 23 февраля 19.02.99 отклонил Федеральный закон "О коммерческой тайне" (N Пр-244 от 23.02.99). В качестве обоснования к наложению вето на введение в действие Федерального закона "О коммерческой тайне" Президент Российской Федерации высказал ряд замечаний и возражений по отношению к тексту и концепции закона.

 

Президент Российской Федерации отметил, что вопросы, связанные с защитой информации, имеющей ограниченный доступ, в том числе коммерческой тайны, в достаточной степени урегулированы Гражданским кодексом РФ (статьи 139, 727, 771 и 772) и другими законодательными актами Российской Федерации. По мнению Президента Российской Федерации, включение в Федеральный закон положений, связанных с осуществлением всего комплекса прав в отношении информации, составляющей коммерческую тайну, является излишним. Статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что законодательно могут быть решены только вопросы определения перечня сведений, которые заведомо не могут составлять коммерческую тайну, а также вопросы защиты коммерческой тайны, в связи с чем подход законодателя в рассматриваемом Федеральном законе, как указывает Президент Российской Федерации, неправомерен. Президенту Российской Федерации представляется также неправомерным и не соответствующим законодательству Российской Федерации разделение в Федеральном законе всей информации, составляющей коммерческую тайну, на собственно такую информацию и "ноу-хау" с установлением в отношении последнего специального правового режима. Предлагаемое в законе "О коммерческой тайне" определение "ноу-хау" не соответствует установленному в статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, а содержащееся в тексте закона определение информации, составляющей коммерческую тайну, не соответствует определению, данному в статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

По мнению Президента Российской Федерации, Федеральный закон имеет ряд иных существенных недостатков, свидетельствующих о необходимости пересмотра его концептуальных положений и детальной доработки. В частности, закон не содержит достаточно продуманной концепции правового регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей коммерческую тайну, кроме того, отдельные его положения противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным законодательным актам Российской Федерации.

 

Практические нужды заставляют вернуться к работе над законодательством о коммерческой тайне. Поэтому необходимо вновь рассмотреть различные подходы к правовому режиму коммерческой тайны с учетом приобретенного опыта государственного регулирования.

 

Данная работа посвящена проблеме анализа различных подходов к нормативному регулированию и описанию различных способов и методов реализации правового режима коммерческой тайны в законодательстве Российской Федерации.

 

Предметом правового регулирования в режиме коммерческой тайны является некоторый набор сведений. Объектом регулирования и правовой охраны являются интересы собственника или обладателя указанного набора сведений. Процедуру доступа к сведениям устанавливает собственник или обладатель. Цель законодательного регулирования режима коммерческой тайны состоит в том, чтобы защитить право обладателя данного набора сведений на индивидуализацию способа использования последних. Содержание режима коммерческой тайны можно представить как право обладателя информации на защиту от постороннего вмешательства в ее использование. По юридической принадлежности режим коммерческой тайны можно отнести к категории гражданских прав и уподобить праву на защиту личной свободы и праву на невмешательство в творческую деятельность и частную жизнь гражданина.

 

Режим коммерческой тайны допускает правовое регулирование порядка доступа к данному набору сведений и порядка использования данного набора сведений. Можно выделить несколько ведущих направлений разработки регулирования правового режима по отношению к предмету коммерческой тайны: защиту от несанкционированного доступа; защиту от неправомерного использования: ответственность за несанкционированный доступ и ответственность за неправомерное использование. Заметим, что "несанкционированный доступ" не всегда порождает "неправомерное использование", и наоборот, "неправомерное использование" не есть обязательное следствие "несанкционированного доступа".

 

Необходимо учесть, что формирование перечня и содержания сведений, подпадающих под правовое регулирование в режиме коммерческой тайны, не могут быть в полном ведении собственника или обладателя сведений. Закон должен установить перечень сведений, по отношению к которым режим коммерческой тайны неправомерен. Поэтому к наиболее важным концептуальным положениям законодательства о коммерческой тайне могут быть отнесены порядок формирования или условия создания перечня сведений, не могущих составлять коммерческую тайну, а также установление меры ответственности за неправомерное расширение означенного перечня либо неправомерное исключение из означенного перечня и, соответственно, разглашение коммерческой тайны. Правоведы и юристы не пришли к единому мнению относительно перечня сведений и ответственности, связанных с правовым регулированием сведений, могущих быть отнесенными к коммерческой тайне. Действующими нормативными правовыми актами указанный перечень сведений к настоящему времени не определен. Значит, о субъектах права законодательной инициативы и о представителях органов государственной власти тоже можно сказать, что ими не выработан единый подход в обсуждаемой проблеме. Например, большинство замечаний к разрабатывавшимся вариантам законопроектов о коммерческой тайне были сделаны к положениям, касавшимся перечня сведений, не подлежащих охране в режиме коммерческой тайны. При этом субъекты права законодательной инициативы, направившие свои предложения к законопроекту о коммерческой тайне, не были единодушны. Наличествует заметный интерес к теме , обильны публикации по данной проблеме , , но так и не сложилось общепринятой точки зрения на указанные объекты.

 

При создании правовых конструкций для текста федерального законодательства о коммерческой тайне следует учитывать, что как сам набор сведений, входящих в состав "коммерческой тайны", так и режим доступа к последнему устанавливает физическое лицо, организация или ведомство. Следовательно, федеральное законодательство, гарантируя защиту, не должно неправомерно ограничивать право владельцев информации на устанавливаемый ими способ обращения с последней.

 

Данная работа имеет целью анализ концептуальных положений правового регулирования и обращения со сведениями, отнесенными к коммерческой тайне.

 

В данной работе будет обсуждена правовая природа понятия "коммерческая тайна". Понятие "коммерческая тайна", как объект правового регулирования имеет своим юридическим основанием время, место, вид деятельности и иные обстоятельства. Другими словами, правовая квалификация информации, представляемой как объект правового регулирования и обозначаемый как "коммерческая тайна", может меняться в различных обстоятельствах. Нормативное регулирование правоотношений в режиме коммерческой тайны не абсолютно по отношению к субъекту деятельности, профессиональной принадлежности и обычаям делового оборота. Например, одна и та же по форме представления информация одновременно может являться коммерческой тайной для предпринимателя, банковской тайной для банка , биржевой тайной , для акционеров, служебной тайной для налоговых инспекторов , и следственной тайной для правоохранительных органов. Заметим, что принципы правового регулирования внутри указанных отраслей права различны.

 

Ответственность и объем компенсации за разглашение сведений, представляющих коммерческую тайну, в большинстве случаев связаны с упущенной выгодой или с оценкой морального вреда. Поэтому меры воздействия за нарушение коммерческой тайны чаще всего относятся к области административного права, но допускают и уголовную ответственность.

 

Руководствуясь сказанным выше, можно предположить, что предмет правового регулирования, обозначаемый термином "коммерческая тайна", многозначен в своих проявлениях. Рассматриваемая в качестве объекта правового регулирования, "коммерческая тайна" может быть представлена как многофункциональная правовая конструкция, находящая свое проявление в различных отраслях права. Поэтому необходимо использовать такую правовую идеологию при разработке концепции законодательства о коммерческой тайне, которая бы учитывала обозначенные свойства и особенности правоотношений.

 

Данная работа имеет целью анализ подходов к выработке концепции законодательного регулирования предмета и объекта деятельности, как коммерческая тайна.

 

Источник – http://www.akdi.ru/pravo/iam/2.htm#1

Назад ]